Следуя этим простым правилам, Вы избежите трудности, связанные со составлением публичной речи.
Рассмотрим ключевые моменты процесса работы над публичным выступлением.
Введение к речи пишется в самом конце и не должно занимать 1/8 частей. Вступление должно быть ориентировано на установление контакта со слушателями, привлечение внимания слушателей к речи (эмоциональная заинтересованность слушателей).
Каким образом этого можно достичь?
- Никогда не извиняйтесь за то, что Вы — плохой оратор!
- Начните речь с этикетных формул.
- Создайте оригинальный зачин речи. Зачин — это начальная часть ораторной речи (установление контакта со слушателями, имеет проспективную функцию). Нужно зацепить внимание слушателей («прицепить крючки»).
- Подчеркнуть важность темы для слушателей, задать риторические вопросы (2-3 вопроса) и ответить на вопросы, на которые не может ответить аудитория.
- Использовать цитату или пословицу, поговорку.
- Исторический пример, аналогии и авторитетное высказывание.
- Юмористическое замечание, анектод или пример из жизни.
- Пример из жизни оратора или общественной жизни.
- Парадоксальное высказывание, связанное с темой публичного выступления.
- Сформулировать тему, тезис, краткий план.
Вступление может быть искусственным (оратор приближается к основной мысли постепенно) или внезапное (вступление с основной темы, с того, что Вас больше всего волнует).
Основная часть — логическая последовательность и стройность в изложении материала. Существует пять методов изложения: индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному), аналогии (сопоставление различных явлений, событий и фактов), концентрический (расположение вокруг главной проблемы) и исторический (изложение материала в хронологической последовательности).
Заключение. Цель заключения — генеральный «штурм» аудитории. Дать возможность слушателям припомнить все то, что Вы говорили ранее. «Закруглить речь». Можно активировать речь — призыв к слушателям. Варианты заключения:
- Подвести итоги сказанному;
- Кратко повторить основные тезисы;
- Подчеркнуть главную мысль выступления;
- Наметить пути развития идеи оратора;
- Поставить задачи перед аудиторией;
- Мобилизовать, призвать к активной деятельности;
- Оптимизм, бодре заключение;
- Этикетные формулы…
Нельзя
- Прощаться много раз;
- Заканчивать выступление шуткой, которая не относится к теме;
- Нельзя извиняться перед слушателями за то, что они потеряли свое время…
Осталось дело за малым — написать речь!